МБОУ ООШ № 1
населенный пункт Африканда
  • Соцподдержка ОВЗ 01 января

    Методы поддержки детей с ОВЗ и инвалидами в МБОУ ООШ № 1

    Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

    В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, социальный педагог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, классный руководитель, учитель- предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:

    • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
    • проведение малых педагогических советов, административных советов;
    • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
    • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    • разработка методических рекомендаций учителю;
    • анкетирование учащихся, диагностика;
    • обследование школьников по запросу родителей.

    Содержание и формы работы

    • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
    • поддержание постоянной связи с учителями- предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
    • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
    • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
    • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
    • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
    • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
    • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

    Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
    • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
    • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
    • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
    • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
    • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
    • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
    • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

    Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

                В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

    • Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения». Также используются анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
    • Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация).

    Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

    • Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
    • Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4- лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования ПМПК МБОУ ООШ № 1 и дневник динамического наблюдения.
    • Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
    • Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
    • Составление индивидуальных карт психолого-медико­-педагогического сопровождения.
    • Составление индивидуального образовательного маршрута (приложение №9)

    В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

    График работы министерства
    пн. 10-12

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie